Кафедра по изучению стран постсоветского зарубежья РГГУ
На главную страницу Обратная связь Карта сайта

Подписка на рассылку публикаций:

Имя:
E-mail:
01 апреля 2008

По натовскому проекту: США построят железную дорогу в Центральной Азии

По натовскому проекту: США построят железную дорогу в Центральной Азии

В ходе саммита НАТО в Бухаресте – он состоится 2–4 апреля, главам стран Центральной Азии будет предложен проект железной дороги, которая соединит Европу со странами региона и Афганистаном. Инициатором и главным инвестором проекта являются США.

Железная дорога Line communication должна пройти через территории стран Восточной Европы и Центральной Азии: Украины, Белоруссии, России, Казахстана, Узбекистана, Туркмении и Таджикистана. Об этом накануне саммита журналистам сообщил спецпредставитель генерального секретаря НАТО на Кавказе и в Центральной Азии Роберт Симмонс. «Альянс предлагает странам региона организовать доставку «несмертоносных грузов» в Афганистан, где НАТО будет руководить военными операциями до 2011–2012 годов. После чего, очевидно, сохранит свое присутствие еще на шесть–семь лет для проведения подготовки и обучения национальной армии Афганистана, налаживания администрирования», – заявил Симмонс.

Проект Line communication, по мнению президента российского Института стратегических оценок и анализа Александра Коновалова, «вписывается в другой проект – «Великого шелкового пути», важными направлениями которого станут торговля хлопком, энергоносителями, минеральными ресурсами. «В проекте, безусловно, заинтересованы все страны Центрально-Азиатского региона. Поэтому они могут частично его финансировать», – сказал «НГ» Коновалов. Основное же финансовое бремя, по его мнению, ляжет на инициатора проекта – США.

Пока непонятно, будет ли это принципиально новая дорога или проект будет включать существующую железнодорожную сеть. В регионе железнодорожное сообщение работает между Украиной, Россией, Казахстаном и Узбекистаном. Существует также железнодорожная линия из Узбекистана в Туркмению – Теджен – Серахс. Эта же ветка ведет в иранский Мешхед и является частью трансазиатской магистрали, соединяющей Пекин со Стамбулом в рамках проекта ТРАСЕКА.

Вашингтон не первый раз обращается к теме железнодорожного обустройства Центральной Азии. По информации агентства «Фергана.ру», в 2004 году был даже подписан протокол о намерениях между американскими компаниями Weidlinger Associates и Central Asian Partners и транспортным концерном «Узавтойул» по финансированию строительства 80 км железной дороги из Термеза через Хайратон в Мазари-Шариф. Стоимость проекта оценивалась в 210 млн. долл. Причем американцы тогда были готовы 150 млн. долл. выделить узбекским партнерам на безвозмездной основе. После андижанских событий в 2005 году проект заморозили. Теперь, похоже, наступает удобный момент для его реанимации. Особенно учитывая потепление, которое наблюдается в последнее время на западном направлении узбекской политики.

Реализуя проект Line communication, Вашингтон сможет укрепить свое присутствие в Центральной Азии. Более того, если новая коммуникационная артерия состоится, то будет отвечать концепции другого проекта – «Большая Центральная Азия». Речь идет об идее США «привязать» Афганистан к Центральной Азии в основном экономически. Но при условии гарантий стабильности в Афганистане. «Безусловно, в железнодорожном проекте экономически заинтересованы все страны Центрально-Азиатского региона. Однако если в Афганистане сохранится нынешняя ситуация, то реализация проекта при всем своем позитиве может добавить региону проблем – ведь это страна с массой радикальных религиозных течений и группировок, наркопроблемами и т.д.», – сказала «НГ» вице-президент Международного центра стратегических и политических исследований Ирина Звягельская.

В реализации Line communication США могут сделать ставку на Узбекистан – отношения между Вашингтоном и Ташкентом улучшаются на глазах. Как заметил «НГ» узбекский эксперт Рафик Сайфулин, «с учетом того, что энергетическая сфера плотно занята российскими компаниями – «ЛУКОЙЛом», «Газпромом», наиболее выгодным для США представляется создание транспортной инфраструктуры в Узбекистане с выходом на регион».

Подтверждением предположения о ключевой роли Узбекистана в проекте Line communication может стать готовность США увеличить размер ежегодной помощи этой стране. Координатор помощи США для Европы и Евразии Томас Адамс сообщил журналистам, что после трагических событий 11 сентября узбекское правительство поддержало США в антитеррористической борьбе. В результате тогда субсидии Вашингтона Ташкенту выросли до 200–300 млн. долл. в год. «В последние годы данный показатель снизился до 10 миллионов долларов. Это стало следствием напряжения в отношениях двух стран», – отметил Адамс. Однако, по его словам, «есть признаки того, что узбекское правительство будет активно проводить как экономические, так и демократические реформы, и потому размеры американской помощи Узбекистану могут существенно возрасти».

Независимая

Автор: Панфилова Виктория

Версия страницы
для печати





© Центр изучения стран постсоветского зарубежья, 2006
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на www.postsoviet.ru обязательна.
При перепечатке в интернете обязательна гиперссылка www.postsoviet.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
Москва, м.Новослободская, ул. Чаянова, 15   
Телефон: (495) 250-66-93
Электронная почта: rsuh@rsuh.ru