Кафедра по изучению стран постсоветского зарубежья РГГУ
На главную страницу Обратная связь Карта сайта

Подписка на рассылку публикаций:

Имя:
E-mail:
12 марта 2015

Новая Конституция может осложнить конфликт в Донбассе

Новая Конституция может осложнить конфликт в Донбассе

Сегодня в Киеве должны обнародовать список кандидатов на работу в Конституционной комиссии. Возглавить комиссию, которой предстоит разработать проект новой Конституции, президент Петр Порошенко предложил председателю Верховной рады Владимиру Гройсману. Хотя конституционная реформа фигурирует во всех Минских соглашениях как путь к разрешению конфликта в Донбассе, в Киеве не верят в такую возможность мирного урегулирования.

О конституционной реформе в Украине заговорили еще год назад. Как известно, после бегства Виктора Януковича Верховная рада отменила принятое в 2010 году решение Конституционного суда о возобновлении действия Основного закона в редакции времен Леонида Кучмы.

Таким образом, была восстановлена редакция Конституции, принятая в 2004 году в период оранжевой революции. Смысл замены заключался в том, чтобы ограничить власть президента и расширить полномочия парламента. Конституция-2004 позволяла это сделать, однако закладывала основу для постоянных трений и противоречий между органами власти. Помня о громких скандалах между Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко, депутаты задались целью разработать новый, усовершенствованный Основной закон.

Ситуация в Крыму и последовавшие события в Донбассе внесли в повестку дня Киева вопрос о децентрализации власти и расширении прав регионов. В тот момент проект реформы курировал Владимир Гройсман, который еще не был избран председателем парламента. Он пояснил газете «Сегодня», какие задачи ставит президентская команда: «Надо дать полномочия не только юго-востоку, а людям всей страны – самим решать, как жить в своих городах, поселках, селах. В этом суть реформы местного самоуправления, которую мы начинаем: передача широких полномочий на места. И не только полномочий, но и финансовых ресурсов, которые их обеспечивают. Когда люди будут понимать, что налоги, которые они платят, не просто уходят в Киев и там растворяются, а значительная их часть остается на местах для решения повседневных проблем, когда люди на местах, а не кто-то в Киеве, смогут сами решать, какие делать детские площадки, какие ремонтировать дороги, как развивать свои территории, когда люди смогут реально влиять на власть, контролировать ее, это снимет многие сегодняшние вопросы и противоречия».

Год назад предполагалось, что власть в регионы будет делегирована путем упразднения всемогущих государственных администраций, руководители которых назначались Киевом. Исполнительные функции в регионах планировалось передать исполкомам, которые должны были назначаться местными советами. В результате представительства центральной власти в регионах лишились бы финансовых и экономических рычагов влияния и выполняли бы только функцию контроля за законностью решений органов местного самоуправления.

Провести реформу помешали военные действия в Донбассе и внеочередные октябрьские выборы в Верховную раду. Украинское законодательство предписывает сложную и длительную процедуру конституционных изменений: требуется одобрение проекта Конституционным судом и несколько голосований конституционным большинством Верховной рады (300 голосов) в течение двух парламентских сессий. Если Конституционная комиссия представит свой проект к лету, то новый Основной закон может быть утвержден только к концу года.

Команда Порошенко не отказалась от идеи децентрализации власти. Более того, эта идея была заложена и в Минские соглашения. Еще в сентябре участники переговоров подписали документ, предполагающий предоставление особого статуса тем районам Донецкой и Луганской областей, которые находятся под контролем ЛНР и ДНР. В соответствующем законе, принятом украинским парламентом, срок действия такого особого статуса ограничен тремя годами. Депутаты пояснили, что за этот период все украинские регионы получат в рамках децентрализации власти такой же статус. Но в Донбассе, учитывая ситуацию, новую систему планировалось внедрить еще до конституционной реформы.

Осенью же выяснилось, что в Киеве и в Донецке с Луганском по-разному видят содержание нового Основного закона. Поэтому ЛНР и ДНР проигнорировали закон об особом статусе и вопреки воле украинской власти в ноябре провели выборы глав и парламентов республик. Новый виток противостояния был остановлен к концу зимы Минскими соглашениями-2, в которых тоже сказано о необходимости конституционной реформы.

В последние дни лидеры самопровозглашенных республик и представители украинской власти снова стали обмениваться заявлениями на эту тему. Представитель ЛНР в минской контактной группе по урегулированию Владислав Дейнего сообщил, что главы двух республик обратились к Петру Порошенко с требованием немедленно приступить к конституционной реформе, в ходе которой учесть предложения ЛНР и ДНР. Обсудить детали Дейнего пригласил Гройсмана в Донецк.

Владимир Гройсман, отвечая на вопрос журналистов в Киеве, сказал, что такие переговоры невозможны: «Я считаю, что к процессу консультаций должна быть приобщена законно избранная власть. На мой взгляд, сейчас законно избранная власть, даже на временно оккупированных территориях, – это те, кого избрали люди на местных выборах в 2010 году (когда в Украине в последний раз проводились выборы местных органов власти. – «НГ»)». Условием начала таких переговоров председатель парламента назвал полное прекращение огня. После чего представители самопровозглашенных республик порекомендовали Киеву договариваться об этом с теми, с кем собираются проводить переговоры о конституционной реформе.

Пикировка свидетельствует о том, что у сторон по-прежнему разное видение содержания реформы, считает руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко. Он подтвердил информацию, полученную «НГ» из источников, близких к органам украинской власти, о том, что ЛНР и ДНР хотят не временно, а навсегда получить особый статус, который будет значительно отличаться от статуса других регионов даже после децентрализации. Источник «НГ» отметил, что Донецк и Луганск добиваются фактически статуса столиц автономных республик, причем не только в районах, которые сейчас контролируют, но на всей территории Донецкой и Луганской областей. «Кроме того, требуют, чтобы в новой Конституции было предусмотрено что-то вроде права вето Донбасса на решения Киева, касающиеся вопросов безопасности и внешней политики», – сказал источник.

Константин Бондаренко отметил, что доподлинно о требованиях ЛНР и ДНР неизвестно: «Можно с уверенностью сказать, что у сторон разное видение конституционной реформы. Киев не пойдет на выполнение тех требований, которые вы перечислили. Но нужно искать компромисс. И ради этого следует садиться за стол переговоров с лидерами Донбасса, в том числе – с теми, кто возглавляет ЛНР и ДНР». Эксперт отметил, что без проведения конституционной реформы в любом случае невозможно дальнейшее мирное сосуществование Донбасса и остальной Украины: «Новая Конституция станет гарантией выполнения достигнутых договоренностей. Если этот путь урегулирования не будет реализован, нас ожидает очередной виток противостояния. Рано или поздно, но садиться и договариваться все равно придется, вопрос только в том, что цена этих договоренностей ежедневно возрастает, ведь эта цена – человеческие жизни».

Директор информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец считает, что сейчас ЛНР и ДНР вряд ли по-настоящему настроены на мирное урегулирование путем конституционной реформы. Он сказал «НГ»: «Этот вопрос используется скорее как способ давления на Киев. О мирном урегулировании, о новых полномочиях местной власти, обо всем можно договариваться только при соблюдении двух ключевых условий: Россия перестанет оказывать помощь самопровозглашенным республикам, а над украино-российской границей на всей протяженности будет установлен надежный контроль. Пока эти условия соблюдать, похоже, не собираются. Условное перемирие удалось установить скорее потому, что обе стороны измотаны, нежели по той причине, что готовы к мирному урегулированию». Згурец не исключил обострения ситуации в будущем.

Независимая

Автор: Ивженко Татьяна

Версия страницы
для печати





© Центр изучения стран постсоветского зарубежья, 2006
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на www.postsoviet.ru обязательна.
При перепечатке в интернете обязательна гиперссылка www.postsoviet.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
Москва, м.Новослободская, ул. Чаянова, 15   
Телефон: (495) 250-66-93
Электронная почта: rsuh@rsuh.ru