Кафедра по изучению стран постсоветского зарубежья РГГУ
На главную страницу Обратная связь Карта сайта

Подписка на рассылку публикаций:

Имя:
E-mail:
03 августа 2012

Новгород и первые элементы самоуправления на Руси

Новгород и первые элементы самоуправления на Руси

Свободолюбивый Новгород

Значительное место в истории Руси всегда занимал Новгород. Здесь с особой силой разворачивалась борьба за ограничение власти тогдашнего центра – Киева (посредством попыток достижения реального самоуправления). В этом контексте можно вспомнить дарование в 1019 г. Новгороду Ярославым Мудрым особых грамот, ставших юридическим основанием независимости (1). В течение многих столетий все приглашаемые Новгородом князья давали клятвы на этих грамотах, обязуясь не нарушать вольности новгородцев (2).

Падение значения торгового пути “из варяг в греки”(3), уступившего пальму первенства Припятско-Бужскому, Западно-Двинскому и др. маршрутам, приведя к ослаблению политико-экономических позиций Киева, способствовало и переориентации Новгорода на северо-восточный путь движения товаров в Европу, что открывало двери для присутствия на новгородской территории европейских купцов. Некоторые из которых, по свидетельству опиравшегося на информацию от датчан северогерманского хрониста XI века Адама Бременского, "при благоприятном ветре за месяц добирались из Дании до Острогарда"(4). Считается, что под Остроградом обозначен Новгород. Тем самым, вехи истории города и его уникальное географическое расположение позволили новгородцам ориентироваться на проведение обособленной от Киева политики.

В то же время, утрата Киевом своей первоначальной значимости, как доминирующего центра Руси, усилила акцент Новгорода в сторону развития системы самоуправления.

Поэтому нет ничего удивительного в факте изгнания новгородцами в 1095 г. князя Давыда Святославича. Дело в том, что в 1088 - 1094 гг. князем Новгорода являлся Мстислав - малолетний сын Владимира Мономаха (в тот период - князь черниговский). Но в результате проведенной Киевом (в лице великого князя Святополка Изяславича) рокировки (вследствие внутренних междоусобиц), Мстислав был перенаправлен в Ростов, а Новгород оказался у Давыда. Так вот, новгородцы изгнали последнего, настояв на возвращении Мстислава. Говоря другими словами, они продемонстрировали свое право самостоятельного определения кандидата на вокняжение.

Согласно исследованиям возглавлявшего Новгородскую археологическую экспедицию академика Валентина Янина, непосредственно в этот период был учрежден важнейший государственный орган боярского правления - посадничество. Если раньше посадниками Новгорода становились присылаемые из центра наместники, то теперь они избирались из числа бояр для совместного с князем управления Новгородским государством.

Отказ Новгорода в 1102 г. принять сына киевского князя Святополка Изяславича укрепил тенденцию на обособление Новгородской земли от киевской власти.

На том этапе было установлено второе важнейшее ограничение княжеских полномочий - запрещение приглашенному правителю владеть какими-либо землями на правах частной собственности на всей подвластной Новгороду территории. Это право предоставлялось лишь самим новгородцам (5).

Добро на завершение Мстиславом княжения в Новгороде местные жители предоставили только в 1117 г., когда он, исполняя волю отца Владимира Мономаха, с 1113 г. возглавившего Киев, отправился в Смоленск. Да и то по причине наследования новгородского княжеского "трона" сыном Мстислава - юным Всеволодом. К слову, в 1113 г. Мстислав Владимирович "победи на Бору Чюдь" (победил чудь - прим.авт.), а в 1116 г. "везя Медвежю голову на 40 святыхъ" (т.е. забрал у эстов Оденпэ - прим. авт.) (6).

При правлении Всеволода бояре Новгорода установили еще одно ограничение княжеских прав. Изначально князь выполнял функции верховного судьи Новгорода. Теперь же был создан совместный суд князя и главы бояр - посадника, в котором главная роль за князем сохранялась формально (он скреплял решения своей печатью). Однако без санкции посадника князь не имел права выносить окончательное решение (7).

Естественно, развитие обстановки в этом векторе не могло не привести к открытому конфликту Новгорода и Киева, и в 1118 г. Владимир Мономах вызвал "сепаратистов" на "ковер": "Приведе Володимиръ съ Мьстиславомь вся бояры новгородьскыя Кыеву, и заводи я къ честьному хресту, и пусти я домовь, а иныя у себе остави" (6).

Однако, хотя Мономах и привел бояр к присяге, конфликтная ситуация не разрулилась, вылившись в борьбу Новгорода с Киевом за право избрания посадника местными "выборщиками". Протекала она на фоне кровопролитного столкновения за политическое лидерство между Мономаховичами и Ольговичами (ветвь дома Рюриковичей от князя Олега Святославича, внука Ярослава Мудрого), завершившимся крупным поражением киевского князя Ярополка в 1135 г. Последний ранее попытался перевести Всеволода в Переяслав Южный (второй "по старшинству" после Киева), но воспротивился его дядя - ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий (шестой сын Владимира Мономаха), с 1132 г. предпринимавший попытки по захвату южнорусских земель, в т.ч. Переяславля и Киева.

В 1136 г. новгородцы подняли мощное антивсеволодовское восстание, не простив ему планов сесть во княжение в Переяславле. Князем Новгорода стал Ростислава.

В общем-то, когда говорится "новгородцы", наверно, целесообразно иметь ввиду, что не все как один "голосовали" за того или иного кандидата во князи. Здесь, скорее, имело место на ориентированность в сторону того или иного ответвления среди бояр, будь то суздальский, либо черниговский вектор. Поэтому Ростислав был вскоре изгнан, как, чуть позже, и его брат Мстислав.

Дела церковные с православным оттенком

В целом, Владимиру Мономаху на определенный период удалось утихомирить кипевшие на Руси междуусобные страсти. Причем он, первым из правителей Руси, предпринял попытку обосновать идею единства страны (земли) через религиозный оттенок (посредством своего Послания): "Как бы не предстать перед страшным судьею, не покаявшись и не помирившись между собою. Ибо кто молвит: «Бога люблю, а брата своего не люблю», - ложь это...Не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земле" (8).

Параллельно, свои позиции в Киеве пытался укрепить Константинополь, прежде всего, на ниве антикатолической пропаганды. Поставленный константинопольским патриархом в качестве митрополита Киевского Никифор на вопрос Владимира Мономаха, "как были отторжены латиняне от святой соборной и правоверной церкви", привел 20 пунктов расхождений, явившихся причинами их отвержения "от святой церкви" (9).

Через данный оттенок Византия пробивала ракурс обязательного подчинения русской церкви Константинополю, что в особой степени проявилось во время "дебатов" вокруг фигуры Климента Смолятича. В 1147 г. он стал вторым в истории Руси русским главой церкви (внешне - по решению собора шести русских епископов, в реальности - по желанию князя Изяслава Мстиславовича, в борьбе за киевский трон опиравшегося на венгров). Но не все единогласно аплодировали такому ходу событий. На соборе "блаженный" епископ Новгородский Нифонт заявил о недопустимости на местах "избирать себе митрополита без благословения константинопольского патриарха", т.к. сей факт противен "преданию святой православной восточной Церкви". Однако, по повелению князя" Климент был посвящен "во епископы главою мощей святого Климента, папы Римского", вслед за чем "воссел незаконно на архиерейском престоле митрополии киевской"(10).

Естественно, положение Климента было не прочно. Его религиозное первенство признавали лишь на территории, находившейся в зоне ведения Изяслава. Когда последний покидал Киев, он также вынужден был оставлять город, в частности, в 1149 г., при попадании Киева в руки Юрия Долгорукого. Правда, Изяславу, при помощи венгерских и польских союзников, удалось возвратить Киев, но после его смерти великим князем (в 1155 г.) вновь стал Юрий, в очередной раз изгнавший Климента.

С уходом из жизни в 1157 г. Юрия (предполагается его отравление киевскими боярами), Киев оказался в руках Изяслава Давидовича, сына черниговского князя. Прибывший в Русь греческий митрополит Константин моментально низложил всех иерархов, поставленных Климентом. Мало этого, геополитическое значение "восстановления" подконтрольности Киева Константинополю было настолько велико, что Византия решила проучить возможных "оппозиционеров" ранее неслыханном образом. Константин подверг церковному проклятию мертвого князя.

Но в 1158 г. Изяславичи вновь взяли Киев под свой контроль, и со стороны князя Ростислава началось движение по возвращению на духовный престол все того же Климента. В 1163 г. он просил Константинополь предоставить добро (старой датой) на официальное занятие Климентом «своего» титула, но патриархам удалось пробить фигуру Иоанна, укрепив в Киеве "константинопольскую линию".

С периода же деятельности в качестве духовного лидера Константина II (1167-1169 гг.), епископ Киевский получил титул митрополита всея Руси. Когда князь Владимира Андрей Боголюбский (сын Юрия Долгорукого) возжелал разделить митрополию, планируя возвести в митрополиты Владимирские близкого ему Феодора, патриарх допустил посвящение того лишь в епископы. Тем самым, единство русской церкви было сохранено.

На этом фоне Новгород не оставлял без присмотра северные владения, находящиеся в поле зрения Владимиро-Суздальского княжества. Зимой 1169-1170 гг., во время княжения во Владимире Андрея Боголюбского, усилившиеся суздальцы вроде как могли овладеть Новгородом, но этого не произошло (хотя в том же 1169 г. они фактически уничтожили Киев). Одолеть напавших удалось (в т.ч.) "силою крестною и святою богородицею и молитвами благовЂрнаго владыкы" (6). Под святой Богородицей подразумевается ее самый древний образ на Руси в лице новгородской иконы, впоследствие нареченной «Знамение».

Таким образом, в рассматриваемый период Новгород, со своим самоуправлением, представал довольно значимой силой на Руси. Однако, вряд ли кто, кроме новгородцев, был удовлетворен такой ситуацией, что не могло не отразиться на дальнейшей судьбе Новгорода.

Ссылки:

1.См. подр.: Теймур Атаев. Русь - как сфера интересов Константинополя и Рима
http://www.islamnews.ru/news-132971.html

2.Новгородская республика. Политическая система Новгорода
http://www.bibliotekar.ru/novgorod/1.htm

3.Об этом пути см. подр.: Теймур Атаев. Истоки государственности или Политические корни принятия на Руси христианства. Глава "Варяги, Киев и Новгород"
http://azeri.ru/papers/echo-az_info/76916/

4.Aдам Бременский. Деяния архиепископов Гамбургской Церкви
http://fantasyclub.ru/forum/index.php?showtopic=16696

5.Из исследований возглавлявшего Новгородскую археологическую экспедицию академика Валентина Янина
http://www.istorya.ru/articles/novgorod.php

6.Новгородская Первая летопись старшего извода
http://litopys.org.ua/novglet/novg01.htm

7.Из исследований возглавлявшего Новгородскую археологическую экспедицию академика Валентина Янина
http://www.istorya.ru/articles/novgorod.php

8.Поучение Владимира Мономаха
http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4874

9.Первое послание Никифора, митрополита Киевского, к князю Владимиру
http://old-rus.narod.ru/03-16.html

10.Св. Димитрий, митрополит Ростовский. Житие преподобного отца нашего Нифонта, епископа Новгородского
http://www.sedmitza.ru/text/1112211.html

Автор: Атаев Теймур
Политолог, Азербайджан

Версия страницы
для печати





© Центр изучения стран постсоветского зарубежья, 2006
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на www.postsoviet.ru обязательна.
При перепечатке в интернете обязательна гиперссылка www.postsoviet.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
Москва, м.Новослободская, ул. Чаянова, 15   
Телефон: (495) 250-66-93
Электронная почта: rsuh@rsuh.ru